Язычество

Объявление

Языческая Русь
Мы приветствуем Вас на ролевой, посвещенной славянской и скандинавской мифологии!
Полезные ссылки
Шаблон анкеты
Нелюди
Боги
Правила
Наша реклама
Администрация
Зевана
Морана
...
Дизайнеры
...
Модерация
...
...
...
Погода и время в игре

Кончается Травень, природа уже проснулась, цветут яблони… Тихий теплый вечер…
Сюжет

Принимаются предложения.
Объявление

Наша ролевая только открылась. Не проходите мимо!
Для рекламы

Ник: Посыльный
Пароль: 1111

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Язычество » Жители Языческой Руси » Боги


Боги

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Кроме славянских богов можно регистрировать и скандинавских. О регистрации остальных сначала спрашивать у администратора по ICQ. Постепенно информация о богах будет пополняться.

0

2

Перун

http://s59.radikal.ru/i163/0905/ea/3a24f7e3fa7b.jpg

Перун (белор. Пярун, лит. Perkūnas, лтш. Pērkons) — в славянской мифологии бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), бог-мироправитель, покровитель князя и дружины (бог войны), одно из главных божеств славянского пантеона. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на культ святого Ильи (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в "Повести временных лет".
Атрибуты Перуна
Оружие Перуна: «громовая стрела» или «чертов палец» (камни-белемниты), копье-молния, меч или сабля, ритуальные топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.[2]
Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью спицами). [3]
Священное дерево: дуб.
Связующее звено: птицы, сидящие на ветвях мирового дерева.
День недели: четверг, у полабских славян он назывался "Перуновым днём". То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном русском языке "после дождичка в четверг".[2]
Число: 4, 8, иногда 6 и 12.
Антропоморфный облик: немолодой разгневанный муж с черно-серебряными волосами и огенно-золотая клубящаяся борода, волосы Перуна уподоблялись грозовой туче, надо ли говорить, что огненно-рыжый цвет бороды Бога Грозы также не случаен. Изваяние перуна некогда стоявшее в Киеве, описано в летописи так: «Голова серебряна, ус злат». Оружием перуна первоначально были камни, в дальнейшем — каменные топоры и наконец — золотая секира.
Зооморфный облик: Дикий тур (огромный, могучий лесной бык).
Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, нижнее течение Днепра и верхнее течение Волхова, пороги — место сражения с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. Южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. В Третьей Новгородской летописи, датируемой 988 годом, сохранилось название возвышенности Перынь, посвящённой Перуну:
«...и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни»
Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седовым.
Родственники: Мокошь — мать,Сварог — отец. Жена – Лада.
20 июля (по православному календарю — 2 августа) — Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненых стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна.

Взято из Википедии

0

3

ВЕЛЕС     

http://i026.radikal.ru/0905/e0/623e1e8b53e7.jpg

Ве́лес, Во́лос — бог в славянской мифологии. Символом Велеса является сноп зерна или зерно связанное в узел. Основной цвет - коричнево-золотой.

В древнерусских источниках Велес называется покровителем домашних животных, защитником всех прирученных животных и богом материального благополучия (ср. др.-русск. скотъ 'богатство, деньги', либо этимологически тождественное, либо германское заимствование, сближенное с обозначением домашней скотины). Кроме того Волос-бог - покровитель доспехов.

В Слове о полку Игореве древний песнотворец Боян называется «Велесовым внуком». Этот эпитет может говорить о функции Велеса как бога поэзии и обрядовой песни (издатели «Слова» усматривали здесь параллель со «скотьими» функциями Велеса и делали вывод о культе священного поэтического животного, подобного Пегасу).

Сельскохозяйственные функции Велеса прослеживаются в обычае оставлять ему в дар несжатыми т. н. волоти, несколько стеблей злаков. Эта жертва называется «Волосовой бородкой».

Культ Велеса, наряду с культом Перуна, относится к древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса, вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города; среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины.

Остатки культа Велеса (обычно в синкретичном виде с культом святого Власия) сохранились на русском Севере, где известны идолы Велеса/Волоса и предания о капищах в честь него; для реконструкции культа имеют значение народные иконы св. Власия, фольклорные молитвы и заговоры с его именем. Его культ иногда сближается с культом медведя как «хозяина» животных.

Википедия

0

4

МАКОШЬ

http://s61.radikal.ru/i172/0905/73/bce0d9e8760e.jpg

Макошь (Мокошь, Мокощ, Мокуша, Макажь) — славянская богиня всей Судьбы (кош, кошт — судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»), старшая из богинь-прях судьбы, в позднее время считалась покровительницей прядения. В силу того, что богини — пряхи судьбы в верованиях предстают по трое, также, вероятно, имела двух сестер или ипостаси — счастливую судьбу и несчастливую, удачливую и неудачливую — Сряшту (Сречу, Долю) и Несряшту (Несречу, Недолю).

Мокошь — богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами (по всей видимости культ Мокоши — и Лунный культ, тогда праздников 13). Характерный женский рогатый головной убор носили ещё в 19-ом веке на народных праздниках.

В нижней ипостаси, возможно, является знаменитой Бабой Ягой (Яга (Хель, Кали), в этом случае можно говорить, что она мать ветров и повелительница лесного мира. Изображена на русских вышивках между двух лосих-Рожаниц, иногда изображалась с рогом изобилия. Как следствие хтоничности имеет непропорционально большую голову на изображениях. Возможно, Мокошь является образом древнейшей, ещё неолитического происхождения, Богини Матери, которая известна, как «неолитическая Венера». Древнейшая Богиня была подательницей как жизни, так и смерти, изображение её лица считалось табу, имела большую голову.

В православии образ слился с Параскевой Пятницей, то есть она покровительница хозяек и жен. Один из дней, в который особо чтят Мокошь — это ближайшая к 8 апреля Пятница — Провещание Мокоши. А также 27 октября, собственно Параскева Пятница.

Мокошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Мокоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Мокоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Мокоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Мокоши - пауки, потому считается хорошей приметой если в лицо прилетит паутина. Также с Мокошью связывают оберег-верёвочку, повязываемую на правое запястье.

0

5

ЯРИЛО

http://i046.radikal.ru/0905/ad/e132996c281e.jpg

Яри́ло, Ярила (от яр- 'ярый, храбрый, сильный' и увеличительного суффикса -ил) — в славянской мифологии бог пробуждающейся природы и плодородия, символ сексуальной мощи и покровитель растительного мира.

Распространено мнение о Яриле, как о боге Солнца, основанное на произведении Островского «Снегурочка». Однако не найдено никаких оснований для такого представления. Ярило, как и его аналоги Арес, Марс, Бальдур, является богом животворящей силы Земли.

Это красивый человек на белом коне и (если его изображала девушка) в белой мантии. Если Ярилу изображал парень, он был голым (ср. древний вариант московского герба — голый вершник на белом коне). Голову Ярилы покрывает венок из весенних цветов Сам он молодой, светлоглазый и со светлыми кудрявыми волосами. В его руках, по разным представлениям или в разных ипостасях этого бога (солнца, плодородия и др.):

Копьё (наиболее распространённое русское представление).
Молния и солнечный щит (культ Яровита).
В правой — меч, а в левой — солнечный луч.
В правой руке человеческий череп или отрубленная голова, в левой -ржаные колосья.
Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае.

Весьма характерно, что и Ярило в белорусских праздниках участвует в виде Яры-Ярилихи. 4 июня — Ярилин день.

0

6

ЛАДА

http://s50.radikal.ru/i129/0905/f7/f140f697ba7c.jpg

Лада — божество в славянской мифологии; в родноверии богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

Эта богиня почиталась (иногда под различными именами) практически повсеместно на всей Древней Руси, и ещё в языческие времена, Лада - будучи покровительницей родоплеменного строя, стала почитаться отдельно от новых пантеонов служащих установлению феодального строя. Поэтому этой богини не было в реформаторском пантеоне Владимира (будущего крестителя Руси). В этой связи, несмотря на иную религиозную концепцию (отличия христианского монотеизма от языческого политеизма), христианство послужило только восстановлению популярности богини Лады, которая вместе с другими Роженицами Рода, стала почитаться как Богоматерь (в соответствии с монотеистическими воззрениями христианства). По этой причине в описаниях богини Лады можно найти связь с культами богини Макоши и Зари (поэтому и богиня Леля - «трёх матерей дочка»).

Значение имени богини Лады заключается в понятии Порядка (Родового Строя) и Гармонии (Ладности Души и Тела), а также служит описанию всего самого прекрасного и изящного. Поэтому и символом самой богини Лады является самое любимое в народе дерево - берёза. К месту будит вспомнить и о том, что именно Русскую Берёзу принято считать магическим символом Руси.

Наряду с покровительством Любви и воплощением Красоты, богиня Лада выполняет одну из важнейших функций в Родовом устройстве Мира - собирая и провожая в Мир Иной души усопших (каждую в свой Род). Богине Ладе всегда свойственны светлые черты, зимой - блондинки в снежном одеянии, а начиная с весны - девушки с золотыми волосами, коронованной венком из цветов. Именно благодаря традиционным жертвоприношениям богине Ладе, сегодня существует обычай дарить любимым женщинам (воплощениям Лады) цветы.

Как и все русские языческие богини (в отличие от достаточно строгих богов), Лада предельно благосклонна ко всем чаяниям людей, отвечая даже на ненависть - любовью. В почтении богини Лады, не следует путать родственную любовь со «спонтанной» (покровительницей которой является богиня Леля). Особенностью этого культа является обязательное посвящение (во имя сохранения) всей собственности и ценных вещей, принадлежащие семье (которые надлежит передавать по наследству) - покровительству богини Лады. Все родильные рубахи и другие родовые обереги (в том числе и для защиты во время военных действий) могут обрести свою Силу только под покровительство богини Лады (в то время как Боги Войны стремятся забрать к себе в Свиту - всех самых лучших Воинов). Поэтому все родовые обереги надлежит освящать (выносить на свет) на Алтаре богини Лады, - Сакральном месте, которое всегда открыто Солнечному Свету.

0

7

ДАЖДЬБОГ

http://s61.radikal.ru/i174/0905/cb/2aa5430c2424.jpg

Даждьбо́г (Дажьбог, Дабог, Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич[2]) — один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, предок князей и вообще русских людей. Известен также как: Щедрый бог. Символом является солнечный диск. Основной цвет-золотой.

Даждьбог, по всей видимости, означает «бог дарующий» (однокоренное слово «дать»), в отличие от ошибочного толкования «даждь» в качестве природного явления (дождя). В народе по сей день говорят: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт». В этом смысле Даждьбог проявляет себя в качестве Героя, родственного древнегреческому Прометею, подарившему людям огонь.

О вариантах «семейных отношений» между славянскими богами существует несколько теорий, которые противоречат друг другу. Так, согласно мнению одних исследователей славянской культуры, Даждьбог тождественен Сварогу, а, согласно других, является сыном бога Сварога — Сварожичем (Сварожецом).  Даждьбог, сочетал в себе две основных функции: в природе он был подателем света, тепла и плодородия, а в обществе — источником княжеской и царской власти.

Согласно «Повести временных лет» статуя Даждьбога (вероятно деревянная) вместе со статуями Перуна, Хорса, Стрибога, Симаргла и Мокоши стояла на холме в Киеве во времена князя Владимира, являясь третьим по значимости после Перуна божеством в княжеском пантеоне. Даждьбог был включен в пантеон вместе с другим солнечным богом — Хорсом, что говорит о существовании различий в их функциях. Дажьбог и Хорс симовлизировали в пантеоне небо и стояли, вероятно, в двух нишах по правую руку от центральной статуи Перуна, слева от входа.

Вполне вероятно, что Даждьбог изображен на Збручском идоле на задней грани идола в верхнем ярусе. На его одежде изображено колесо с шестью спицами — солярный символ. Сам идол целиком вполне логично трактуется как идол Сварога, отца Даждьбога.

Символика Солнца и Даждьбога у славян связана с такими числовыми значениями, как 3, 6 и 12. Изображение солнца — солнечное (огненное) колесо, «рогатые» круги, спирали и кресты, а также 3 круга на концах треугольника, и 6 — на концах ромба. Вероятно поэтому счтитается что он является покровителем 12 знаков зодиака.

Даждьбог восседает в золотом дворце. Сидя на троне из золота и пурпура и являясь ипостасью Солнца он не боится холода, теней и несчастий. Даждьбог похож на красивого молодого князя с серебрянной бородой и золотыми усами. По мере того как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей золотыми гривами.

Наиболее вероятным изображением Даждьбога является мотив «восхождения» Солнца на конях, грифонах или птицах. Солнечная символика известна в виде «коньков» («князьков») на крышах построек (в том числе и на храмах городищ-святилищ тушемлинской культуры), заклинательной вышивки («рогатые» ромбы белорусского флага), украшения головных уборов («княжеских» диадем и свадебных кокошников).

0

8

ЛЕЛЯ

http://s58.radikal.ru/i161/0905/88/f50b725e9646.jpg

Леля (Ляля) - богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо - Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне: Едить Весна, едить. На золотом кони В зеленом саяни На сохе седючи Сыру землю аручи Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков - 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник - 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.

Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен - и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах - лелю, лелё, лели, люли - встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской - в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми"). В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки". Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Миллером и А. Потебней.

0

9

Чернобог

http://s40.radikal.ru/i087/0906/40/3d7e60adefdb.jpg

Чернобог (Czorneboh, Czernebog) — в славянской мифологии бог тьмы, сын Лютобора. Как и свой отец не представлялся противником Белобога, а лишь являлся проявлением тьмы. Знаменитый род Лютичей поклонялся Лютобору. Символом Чернобога является черная статуэтка. Основной цвет - черный.

Чернобог - во всех проявлениях противоположность Белобогу. Если рассматривать это буквально, он должен появляться в виде молодой привлекательной брюнетки[источник?], одетой во всё черное.

Битву Белобога с Чернобогом обычно изображали в образе двух бьющихся лебедей — белого и черного, как священные символы добра и зла.

«Есть у славян удивительное заблуждение. А именно: во время пиров и возлияний они пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют дьяволом, или Чернобогом, то есть черным богом.»


Гельмольд, I-52

В современном неопаганизме Чернобог отождествляется с Кащеем, считается повелителем тьмы. Кащея-Чернобога обычно представляют в виде старика, окрашенного в черный цвет, с кривой палкой, которой он двигает кости мертвецов из могил. День Кащея-Чернобога отмечается 29 февраля (в православной традиции это Касьянов день)

0

10

Доля и Недоля

http://s52.radikal.ru/i136/0906/57/0d738fe88f86.jpg

Доля у славян - олицетворение судьбы. Она появляется у каждого при рождении, сопровождает его течение всей жизни, определяет счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих богатство. Она умирает вместе со своим хозяином, но многие верили, что она сидит на могиле и навещает его родственников. Тогда долей еще называют душу умершего предка, который посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Чаще Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую - Недолей, Бедой, Злыдней, Лихой и прочими подобными именами. "Доля отличается от Недоли тем, что наряжена в красивое платье, а Недоля носит старое и порванное платье и подпоясывается обрывком веревки."

По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог. Доля это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли. Бедность человека объясняется ленью его Доли. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать ее и побить - тогда она начнет работать и помогать своему хозяину. Считается также, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье.

Доля и Недоля - счастье и несчастье, судьба и несудьба, удача и неудача. В древности это были две сестрицы, девы судьбы, - небесные пряхи, которые пряли нить жизни каждого человека. Но у доброй Доли, красавицы, улыбчивой помощницы богини Макоши, текла с веретена ровная, золотистая нить, в то время как угрюмая, кудлатая Недоля пряла нитку остистую, неровную, кривую, непрочную. Такова и участь выпадала: кому-то удачная, кому-то злая, одним - дар, талант, другим - бесталанность. Не зря говорят в народе: «Не в воле счастье, а в доле», «Недоля сталась - напасть досталась», «Тркить о своей доле - что ветра искать в чистом поле».
Говорят, приветливая Доля может завести поначалу дружбу со всяким человеком, но, разобравшись в его натуре, уходит от злодея или ленивца.

Обычно это молодые красавицы, одетые в белые платья, или древние безобразные старухи; иногда вместо платьев они покрыты перьями. Живут они на краю света, где небо сходится с землею, и прилетают к новорожденным детям на третий день, дабы наделить младенца Долей или Недолей. Их предсказания слышит только мать ребенка и близкие родственницы, которым запрещено разглашать пророчество - иначе онемеешь или окаменеешь. Обычно орисницы долго спорят между собою, какую судьбу назначить младенцу, поэтому люди заведомо готовятся к их прилету, стараясь умилостивить: не гасят огонь в спальне, кладут под подушку ребенку сладкую лепешку, кольца, серьги, одевают в рубашку отца...

0

11

СВЯТОБОР

http://s49.radikal.ru/i124/0906/2d/bd951e62580e.jpg

Святобор — у западных и восточных славян(белорус.) — бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе. Убеждение, что природе нельзя наносить — по глупости или жадности — невосполнимый урон, возникло еще в глубокой древности. Наши предки верили, что охотника, посягнувшего на зверя с детенышем, или рыбака, который ловит рыбу, когда она нерестится, покарает владыка чащоб Святобор. Верили, что всех охотников, прельщающихся на легкую, неправедную добычу, ждет грозная расплата.
Исстари в заповедных лесах, святых борах охота и вырубка деревьев запрещались под страхом смерти. При Петре Великом власти жестоко расправлялись с порубщиками сосен в поймах рек и озер.

Святобор — олицетворение вечно живой природы. Не зря на древнем поэтическом языке травы, цветы, кустарники и деревья называли волосами матери-сырой земли, широкие просторы суши сравнивали с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели ее кости, в водах — кровь, в древесных корнях — жилы, в травах и растениях — волосы. Не зря в преданиях о происхождении человека говорится, что тело наше взято от земли и в нее же обращено будет по смерти; кости — от камня, кровь — от морской воды, пот — от росы, жилы — от корней, волосы — от травы.

Девана
Петр Орловский Помощники Святобора, кроме леших, также мелкие божки по имени Туросик, Стукач, Свида и Пахма - существа довольно опасные и коварные. Скажем, зловредный Туросик принимал вида тура или оленя с золотыми рогами и заводил охотника, погнавшегося за ним, в болото. Точно так же заманивал в болото людей и Стукач, изображая стук топора дровосека. Заблудившиеся люди радостно бежали на этот стук и гибли.

0


Вы здесь » Язычество » Жители Языческой Руси » Боги